Музей берлинских электричек
С Берлинской транспортной компанией БФГ (нем. BVG), к которой относится метрополитен, автобусные и трамвайные сети немецкой столицы, мы уже знакомы. Принадлежащие ей средства передвижения можно определить по ярко жёлтому солнечному цвету. Я уже рассказывал и про день открытых дверей в БФГ, и про столичный музей метро, и про развитие омнибусов. Пришло время познакомиться с другой транспортной категорией — городской железной дорогой Эс-бан (нем. S-Bahn). Без неё рассказы об одной из самых развитых транспортных систем мира были бы не полными. Чтобы подробнее узнать об истории и развитии берлинских электричек, о том, откуда появилась буква "S" в названии, о том, почему вагоны окрашены в цвет бордо снизу и охровый сверху, мы отправляемся в специализированный музей.

История берлинского Эс-Бана начинается в 1924 году, когда через город прошёл первый электропоезд. С конца двадцатых годов начинается период так называемой "великой электрификации". За семь лет удалось создать 235-километровую сеть для электричек. В 1930 году окончательно сформировалось название, впервые появилась буква "S", обозначающая "городской" (нем. Stadtbahn, S-bahn). Позже такое сокращение стали использовать во всех крупных городах.
2
Вариант "эски" с неоновой подсветкой:
3
Во времена Третьего Рейха благодаря гитлеровскому проекту по созданию мировой столицы "Германия" общая длина путей практически достигла трёхсот-километровой отметки. В начале мая 45-ого сеть городских электричек прекратила свою работу, большая часть участков и тоннелей были повреждены. Однако первые поезда в "освобождённой" столице пошли уже через два месяца. В 1961 году, после возникновения прочной границы между Западным и Восточным Берлином, дюжина участков Эс-бана была перекрыта, около 50-и километров путей остались неудел.
Схемы линий городских электричек во времена Берлинской стены (заштрихованная чёрная полоса):
4
5
"Внимание! Станция Гумбольтская роща в направлении Фридрихьштрасе является последней в западном секторе".
6
ГДР-шный человечек Германской имперской железной дороги в Советской оккупационной зоне (нем. Deutsche Reichsbahn, DR).
7
После падения Стены транспортная сеть столицы переживает новое рождение. Прийти к состоянию 1961 года удаётся только в 2005 году. На сегодняшний день в Берлине функционирует 15 линий городских электричек и обслуживается 166 станций, большинство из которых наземные. Общая длина путей составляет 331 километр. Ежегодно Эс-бан перевозит около 400 миллионов пассажиров.
8
Если мне не изменяет память, с 2005 года на всех вокзалах и станциях введён запрет курения. Штраф за нарушение этого на мой "некурящий" взгляд очень хорошего правила составляет 15 евро. За безбилетный проезд: 40 евро.
9
Поезда Эс-бана приводятся в движение благодаря одному контактному боковому рельсу с напряжением 750 вольт. Похожая система для городских и пригородных электропоездов встречается только в Гамбурге, правда ток с контактного рельса снимается там сбоку, а не снизу, как в Берлине.
10
Рельсовые скрепления.
11
Традиционные красно-бордовый и бледно-жёлтый охровый цвета вагонов появились в далёком 1928 году. Красный, как "ужасно-опасный" цвет, должен был служить чётким сигналом приближения поезда. Ни зимой, ни летом он не сливается с окружающими объектами. Бледно-жёлтый охровый по некоторым данным перешёл от фирменного цвета компании БФГ, которой ранее принадлежала сеть Эс-бана.
12
Несколько слов о самом музее, открывшимся в 1997 году. Расположен он на территории бывшей трансформаторной и токовыпрямительной станции Грибницзее недалеко от Потсдама (нем. S-Bahn-Unterwerk Griebnitzsee). Благодаря усилиям страстных любителей-железнодорожников, организовавшихся в небольшое общество, и была собрана крупная коллекция экспонатов. Всё, что так или иначе связано с Эс-баном, не включая, пожалуй, только вагонов в реальную величину, есть здесь.
13
14
15
16
17
У музея нет цели получать прибыль, стоимость входного билета 1-2 евро. Поэтому и работает он всего 15-16 раз в году (8 суббот-воскресений), так что посетить его не так-то просто.
18
Практически всё можно потрогать, подвигать, понажимать. Есть даже старый симулятор электропоезда 70-ых годов.
19
Так выглядело "окошко" продавца билетов изнутри.
20
Станок для маркировки билетов. Сотрудник музея с удовольствием покажет, как он работает и выдаст вам билетик из прошлого на память.
21
22
Старые автоматы снаружи и изнутри.
23
24
25
26
А в этом автомате можно было купить билет третьего класса за 15 рейхспфеннингов.
27
Ещё один автомат по продаже билетов и один по продаже жевательной резинки/спичек.
28
Ещё несколько фотографий и деталей.
29
30
31
32
33
34
35
36
37
Здесь всегда можно купить какой-нибудь эс-бановский артефакт из прошлого или таблички, когда-то висевший на вокзалах. Были даже стационные классические круглые часы.
38
39

История берлинского Эс-Бана начинается в 1924 году, когда через город прошёл первый электропоезд. С конца двадцатых годов начинается период так называемой "великой электрификации". За семь лет удалось создать 235-километровую сеть для электричек. В 1930 году окончательно сформировалось название, впервые появилась буква "S", обозначающая "городской" (нем. Stadtbahn, S-bahn). Позже такое сокращение стали использовать во всех крупных городах.

Вариант "эски" с неоновой подсветкой:

Во времена Третьего Рейха благодаря гитлеровскому проекту по созданию мировой столицы "Германия" общая длина путей практически достигла трёхсот-километровой отметки. В начале мая 45-ого сеть городских электричек прекратила свою работу, большая часть участков и тоннелей были повреждены. Однако первые поезда в "освобождённой" столице пошли уже через два месяца. В 1961 году, после возникновения прочной границы между Западным и Восточным Берлином, дюжина участков Эс-бана была перекрыта, около 50-и километров путей остались неудел.
Схемы линий городских электричек во времена Берлинской стены (заштрихованная чёрная полоса):


"Внимание! Станция Гумбольтская роща в направлении Фридрихьштрасе является последней в западном секторе".

ГДР-шный человечек Германской имперской железной дороги в Советской оккупационной зоне (нем. Deutsche Reichsbahn, DR).

После падения Стены транспортная сеть столицы переживает новое рождение. Прийти к состоянию 1961 года удаётся только в 2005 году. На сегодняшний день в Берлине функционирует 15 линий городских электричек и обслуживается 166 станций, большинство из которых наземные. Общая длина путей составляет 331 километр. Ежегодно Эс-бан перевозит около 400 миллионов пассажиров.

Если мне не изменяет память, с 2005 года на всех вокзалах и станциях введён запрет курения. Штраф за нарушение этого на мой "некурящий" взгляд очень хорошего правила составляет 15 евро. За безбилетный проезд: 40 евро.

Поезда Эс-бана приводятся в движение благодаря одному контактному боковому рельсу с напряжением 750 вольт. Похожая система для городских и пригородных электропоездов встречается только в Гамбурге, правда ток с контактного рельса снимается там сбоку, а не снизу, как в Берлине.

Рельсовые скрепления.

Традиционные красно-бордовый и бледно-жёлтый охровый цвета вагонов появились в далёком 1928 году. Красный, как "ужасно-опасный" цвет, должен был служить чётким сигналом приближения поезда. Ни зимой, ни летом он не сливается с окружающими объектами. Бледно-жёлтый охровый по некоторым данным перешёл от фирменного цвета компании БФГ, которой ранее принадлежала сеть Эс-бана.

Несколько слов о самом музее, открывшимся в 1997 году. Расположен он на территории бывшей трансформаторной и токовыпрямительной станции Грибницзее недалеко от Потсдама (нем. S-Bahn-Unterwerk Griebnitzsee). Благодаря усилиям страстных любителей-железнодорожников, организовавшихся в небольшое общество, и была собрана крупная коллекция экспонатов. Всё, что так или иначе связано с Эс-баном, не включая, пожалуй, только вагонов в реальную величину, есть здесь.





У музея нет цели получать прибыль, стоимость входного билета 1-2 евро. Поэтому и работает он всего 15-16 раз в году (8 суббот-воскресений), так что посетить его не так-то просто.

Практически всё можно потрогать, подвигать, понажимать. Есть даже старый симулятор электропоезда 70-ых годов.

Так выглядело "окошко" продавца билетов изнутри.

Станок для маркировки билетов. Сотрудник музея с удовольствием покажет, как он работает и выдаст вам билетик из прошлого на память.


Старые автоматы снаружи и изнутри.




А в этом автомате можно было купить билет третьего класса за 15 рейхспфеннингов.

Ещё один автомат по продаже билетов и один по продаже жевательной резинки/спичек.

Ещё несколько фотографий и деталей.









Здесь всегда можно купить какой-нибудь эс-бановский артефакт из прошлого или таблички, когда-то висевший на вокзалах. Были даже стационные классические круглые часы.


Отредактированно: