Русская сцена в Берлине - фотоблог о путешествиях

Русская сцена в Берлине

Совсем недавно я получил приглашение посетить "Русскую сцену" — единственный русский профессиональный репертуарный театр в Германии. Мой читатель уже знает о моем трепетном отношении к этому виду искусства, скорее всего, помнит запись "В театр за счастьем" и поэтому прекрасно поймет, что я не мог отказаться от такой возможности. Мне удалось не просто насладиться профессиональной игрой актеров в спектакле "Мария Стюарт" по Фридриху Шиллеру, но и заглянуть за кулисы. Кроме того, я взял небольшое интервью у директора театра.




Театр "Русская сцена" расположен в Берлине, имеет собствунную труппу, постоянно пополняемый репертуар и работает на русском языке (адрес театра: Kurfürstenstraße 123, 10785 Berlin, russkaja-szena.de).

2


Небольшое помещение создает уютную домашнюю атмосферу, повсюду расположен театральный реквизит.

3

4


Так выглядит зрительный зал со сцены:

5


Перед началом с разрешения труппы заглянул в гримерку.

6


Актеры готовятся к премьере спектакля "Мария Стюарт".

7

8

9


Короны, очки, перчатки, галстуки...

10

11


Долго задерживаться в актёрской не стал, чтобы не мешать готовится к выступлению.

12


Сцена.

13


Многочисленные дипломы на стенах:

14


Коллектив постоянно участвует в международных театральных фестивалях. Один из последних — фестиваль монодрамы в Арабских Эмиратах.

15

16

17


Честно говоря, сначала скептически отнесся к уровню театра, однако, сразу после начала спектакля все встало на свои места. Безумно понравилась игра актеров и все происходившее на сцене. Получили огромное удовольствие от посещения.

18

19

20

21

22

23

24

25

26


Слева направо: Александр Вовчик, Светлана Лучко, Инна Соколова-Гордон (режиссер), Вадим Граковский, София Йенш и Андрэ Мошой.

27


Задал несколько вопросов о театре руководителю "Русской сцены" Илье Гордону:

28


— Илья, расскажите, пожалуйста, немного о себе: откуда, где учились, работали, как попали в Берлин, когда театр стал частью вашей жизни?

— Я из Москвы, где почти безвылазно провел первые 25 лет жизни. Окончил технический ВУЗ. Успел поработать по специальности как в Москве, так и в Германии. А потом женился на режиссере. Так театр вошел в мою жизнь...

Я имел возможность побывать на премьере спектакля «Мария Стюарт» по пьесе Фридриха Шиллера. Расскажите, кто играет в новом спектакле, кто режиссер-постановщик?

— Режиссер этого, как и всех остальных наших спектаклей — моя жена, Инна Соколова-Гордон. Она — дипломированный режиссер, мастер ее курса — один из последних тогда еще здравствовавших учеников Станиславского. Играют в нем актеры нашей профессиональной труппы, окончившие в свое время театральные ВУЗы бывшего СССР.

Несомненно, большая гордость «Русской сцены» - актеры. Как вам удалось собрать такую профессиональную труппу за границей?

— Есть буквально несколько городов вне бывшего СССР, где количество наших соотечественников таково, что среди них находятся достаточно много разных специалистов. В частности, актеров. А с нами работают те из них, кому близки наш театр, Иннина режиссура, наша уже сложившаяся компания и пр. И кто выдерживает этот ритм.

Вероятно, традиционный вопрос: кто ваш зритель?

— Так определить трудно. Скажу только, что мы своими зрителями очень довольны.

В основном, это люди и до своего отъезда за границу дорогу в театр знали.

На самом деле, очень трудно определить, зачем человек ходит в театр. В супермаркет — понятно, за едой. Но вот что побуждает человека идти, часто в плохую (а еще тяжелее — в хорошую) погоду, иногда на другой конец города за НЕМАТЕРИАЛЬНЫМ? Да еще и деньги за билет платить. Хоть и немного, но свои!

У нас есть и постоянные зрители, которые стараются наши спектакли не пропускать. Из них самые верные — это участники учебно-творческой студии при нашем театре. И, конечно, родители детей — участников детской студии. Но есть и люди, которые приезжают в Берлин ненадолго и ищут себе культурные мероприятия на это время.

А еще бывает очень интересно пообщаться со зрителями после спектакля, благо, условия камерного театра располагают к этому. Самая частая реакция: «Ух ты, а мы и не ожидали увидеть такой высокий уровень! А что вы еще играете? Как к вам записаться в студию?» и пр.

С какими трудностями пришлось и приходится сталкиваться в работе театра?

— И тут мы тоже не отличаемся от других театров: проблемы те же. Финансовая — самая острая.

Вопросы от читательницы Виктории: как вы подбираете пьесы для постановки? На ваш взгляд, каково будущее постановок - классическая интерпретация или внесение чего-то нового, современного, авангардного?

— Выбор пьес для постановок — исключительно прерогатива режиссера. Она должна этой вещью «загореться». Потом понять, что мы осилим постановку по актерскому составу или, соответственно, ей удастся пьесу адаптировать для камерного театра (как было с Марией Стюарт - в ней осталось всего пять действующих лиц). И, наконец, Инна должна убедиться, что она сможет придумать, а мы сможем сделать интересные, красивые, выразительные декорации, недорогие по материалам и относительно удобные в транспортировке. Мы ведь достаточно часто принимаем участие в разных международных фестивалях, так что мобильность спектакля нам тоже очень важна.
Когда все это уже определено, то работа выпускается достаточно быстро.
Иногда, когда есть литературная основа (повесть, роман), а нет драматургического материала, Инна сама пишет инсценировку. Так появились моноспектакли «Исповедь Маски» по Юкио Мисиме и «Прости, я невиновна в твоей смерти» по Валерию Брюсову.

По поводу классики / авангардности... Это постоянная тема. Театры всегда жалуются на отсутствие новых подходящих пьес. Драматурги — что их не ставят.
Да, у нас нет ни одного спектакля по пьесе здравствующего драматурга. Один раз попробовали, даже долго репетировали — не сошлось...
Кстати, само понятие авангарда тоже давно перевалило столетний рубеж. Давайте попробуем понять, что скрывается за словом «классика». Согласитесь, классику и классиков не назначают и не избирают. Классическими становятся произведения, содержащие или подсказывающие ответы на вопросы, возникающие в различные времена. То есть классика — это то, что было актуально когда-то и остается интересным сейчас. И в театре очень часто классические произведения берутся за основу современных спектаклей (в скобках отмечу, что это тавтология — НЕсовременных спектаклей не бывает. Это всегда Здесь и Сейчас). Остальное — дело вкуса режиссера. Каждый сам себе выбирает путь между исторической достоверностью, верностью букве текста и историчности костюма с одной стороны и желанием сказать что-то свое — с другой.

Тут есть еще интересный аспект. Иногда многие режиссеры независимо друг от друга вдруг ставят одну пьесу. Значит, что-то в ней их всех вдруг зацепило... Так было у нас с «Каином» Байрона. Эту пьесу в России не ставили никогда. Сам Станиславский репетировал, до премьеры дело не дошло. Инна поставила свой спектакль в 2008г. Тут же выяснилось, что следом вышел Каин в Питере и еще где-то на Украине. Но ведь 90 лет до этого никто не пытался. А тут вдруг разом.

Ещё один вопрос: откуда вы узнали о моем блоге?

— Gazeta.ru. Там была ссылка.

Илья, огромное спасибо за беседу. Согласитесь вместе с супругой заглянуть в гости в мой журнал и ответить на вопросы читателей о театре?

— Конечно, с удовольствием! Спасибо за вопросы!


На сегодня все. Друзья, попрошу вас поучаствовать в дискуссии. В комментариях оставляйте, пожалуйста, интересующие вас вопросы на тему театра и театральной жизни. Специальные гости "Познавательных путешествий" сегодня Илья Гордон, директор, и Инна Соколова-Гордон, художественный руководитель "Русской сцены".


Все мои путешествия начинаются с поиска авиабилетов и сранения цен на отели
Оставить отзыв, задать вопрос, поставить лайк
лучшие цены
комментарии